НА ГЛАВНУЮ к оглавлению текста. фиг.25. фиг.26. фиг.27. фиг.28. фиг.29. фиг.30. фиг.31. фиг.32. фиг.33.
Чиновная карьера. Материалы обработки. Раздел 3.

Расположение и структура роя фигуративных точек на диаграммах отражает, по-видимому, особенности динамики карьеры. Действительно, близкое к прямолинейному размещение узкой полосы точек для чинов до 6-5 класса указывает на относительное равномерное во времени продвижение карьеры. Изменение направление роя в чинах 5–3 классов отвечает замедлению карьеры. Вместе с тем, диаграммы отражают положение, фиксированное на год рассмотрения, а значения нумерации старшинства могут рассматриваться как мера карьерного продвижения лишь в первом приближении. Исходя из этих соображений, можно выразить своего рода «конечную скорость» продвижения в чинах через отношение нормированного рейтинг-старшинства к количеству лет в службе (от года выпуска до года рассмотрения). Пример распределения такого динамического показателя, «индекса карьеры» для чинов Корпуса горных инженеров на 1865 год (по годам выпуска, по классам чинов) дают фигуры 25 и 26. Для 1871 года при большей упорядоченности чинов диаграмма выглядит более характерно (фиг. 27, 28).
Как и в случае распределения с использованием старшинства (раздел 2) распределение с индексом карьеры реагирует на старшинство по выпуску. Для иллюстрации этого положения приводится пример 1885 года, относительно «разупорядоченного», в сопоставлении с 1865 годом, как это уже рассматривалось в разделе 2. На диаграммах распределения по годам выпуска хорошо видны различия в расположении фигуративных точек индекса карьеры на 1885 год с учетом и без учета старшинства по выпуску (фиг. 29, 30). Такая же диаграмма с учетом старшинства по выпуску приводится на 1865 год (фиг. 31). Соответствующие сходство и различие можно видеть, сопосталяя ее с диаграммами 1885 года (фиг. 29, 30) и диаграммой индекса карьеры на 1865 год, составленной без учета старшинства по выпуску (фиг. 25).
Индекс карьеры для одного и того же чина, в отличие от собственно значения старшинства, отражает успешность карьеры более правильно. Особенно это очевидно для чинов 5–3 классов, нахождение в которых могло затягиваться на многие годы. В этих чинах первые по Списку, старшинству не редко оказывались менее карьерными по сравнению с расположенными далее по Списку, – произведенные в чин раньше они могли находиться в нем (на год рассмотрения) намного дольше. Это отражается в тенденции уменьшения значения индекса карьеры этих классов чина от 4 до 2. Для рутинного производства в чины 12–6 классов, с постоянным и небольшим (3-4 года) шагом продвижения по лестнице чинов, отмечается достаточно устойчивое значение рассматриваемого динамического параметра в пределах 4-5. Естественно, такая оценка карьеры дает лишь первое приближение, поскольку, несмотря на нормирование значений старшинства, разброс фигуративных точек связан с соотношениями численности классов чинов в службе.
Дополнительную детализацию особенностей карьерного продвижения можно получить, используя данные о дате производства в чин, указанной в Списке на год рассмотрения. В этом случае целесообразно перейти к распределению по классам чинов. Соответствующий пример для 1885 года показан на фиг. 32 и 33. Как и следовало ожидать, эффект от использования данных о годе производства особенно заметен в чинах высших классов.

Сайт создан в системе uCoz