Главная страница. продолжение примечания
Заблоцкий Е.М. ГОРНАЯ ДИНАСТИЯ АНОСОВЫХ: ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ.

Опубликовано: Заблоцкий Е.М. К генеалогии горной династии Аносовых. - Генеалогический вестник. Вып. 22, СПб., 2005, с. 54-66.
В сетевой версии исправлены ошибки в поколенной росписи, вкравшиеся при публикации, и сделаны дополнения в примечаниях, где приведен также вариант поколенной росписи с учетом новых данных. Дополнения в примечаниях заключены в угловые скобки.

Горная династия Аносовых привлекает внимание исследователей принадлежностью к ней знаменитого металлурга Павла Петровича Аносова, вошедшего в историю открытием секрета изготовления булата. Жизнь и деятельность П.П.Аносова стали объектами детального изучения и популяризации после соответствующего правительственного постановления, принятого в 1948 году в связи со 150-летием со дня его рождения. В следующие несколько лет были изданы подробные биографии и академическое собрание сочинений Аносова, учреждены стипендии и премии его имени, установлены мемориальные доски и памятник в Златоусте на Урале, где он проработал около 30 лет. При этом биографы не могли не обратить внимания на разночтения в сведениях о дате рождения выдающегося металлурга. В дореволюционных публикациях и части работ 50-х годов эта дата условно принималась как 1797, реже - 1798 год. Но начиная с биографии, составленной И.С.Пешкиным (Челябинск, 1951), появилась версия, что год рождения П.П.Аносова – 1799. Д.А.Прокошкин в научной биографии Аносова, изданной в 1971 году, привел и соответствующую аргументацию, указав на несколько формулярных списков (1824, 1825, 1847–1849 годов), из которых цифра года рождения получалась вычитанием возраста из года составления формулярного списка. Автора не смутили ни известная неточность такого метода определения года рождения (естественно, получаемая цифра может отличаться от истинной на 1 год в зависимости от соотношения даты рождения, числа и месяца, с датой составления документа), ни соображение, что таким методом, конечно, могли воспользоваться и его предшественники, принимавшие, тем не менее, другую дату. Но самое печальное, что так и не были привлечены другие документы, – ни формулярные списки отца, также служившего в горном ведомстве, ни аттестат о выпуске Аносова из Горного кадетского корпуса. В течение 50 лет, при всем внимании к фигуре знаменитого металлурга, к этим документам так и не обратились. И уже непосредственно накануне 200-летнего юбилея со дня рождения (по утвердившейся дате), – в 1999 году была обнаружена в Тверском архиве запись в метрической книге, фиксирующая точную дату рождения П.П.Аносова – 29 июня 1796 года [1].
До последнего времени не было уделено достаточного внимания также изучению родословной Аносова, генеалогии его потомков, среди которых были заметные фигуры горной истории России. Остались невостребованными соответствующие публикации, появившиеся в малотиражных провинциальных изданиях. Речь идет о статье Павла Алексеевича Аносова, правнука знаменитого металлурга, опубликованной в Кемерово в 1957 году, и статье автора этих строк [2]. В настоящее время интерес к родословной Аносовых вполне определился. Появились содержательные работы Александра Вениаминовича Козлова, златоустовского краеведа, установившего связи с потомками П.А.Аносова, автора упомянутой статьи [3]. Довольно много пишут и о Николае Павловиче Аносове, сыне знаменитого металлурга, авторы-дальневосточники. Но по прежнему остаются многочисленные пробелы и неточности, вызванные незнакомством с архивными материалами центральных учреждений Горного ведомства, хранящимися в Российском государственном историческом архиве. Между тем, именно в РГИА находятся и формулярные списки Петра Васильевича Аносова, из которых вычитывается точный год рождения его знаменитого сына [4], и многочисленные дела, касающиеся деятельности сыновей Павла Петровича Аносова, и некоторые другие документы, позволяющие, в совокупности со всеми имеющимися опубликованными материалами, представить генеалогию этой династии с наибольшей полнотой [5].

Родословная (поколенная роспись) Аносовых.

I
1. Василий (ок.1740?–?).

II
2/1. Петр (1766–1809).
Жена; А.Львовна, ур. Сабакина.
3/1. Афанасий (1771–?).
4/1. Василий (1773–?).

III
5/2. Василий (1795–1811).
6/2. Павел (1796–1851).
Жена: Анна Кононовна, ур. Нестеровская.
7/2. Лев (ок.1800?–1802(1803).
8/2. Мария (1803–?).
Муж: Фердинанд Богданович Грасгоф.
9/2. Александра (1806–?).

IV
10/6. Мария (1832–?).
Муж: Михаил Михайлович Пузанов.
11/6. Александр (1833–не ранее 1880).
Жена: Капитолина Михайловна, ур. Крюкова.
12/6. Николай (1834–1890).
Жена: Софья Александровна, ур. Панфилова.
13/6. Петр (1836–?).
14/6. Павел (1838–1888).
15/6. Лариса (1840–1917).
Муж: Михаил Ипполитович Аболтин.
16/6. Алексей (1841–1897).
Жена: Софья Александровна (Алексеевна?).
17/6. Анна (1843–?).
Мужья: 1. Степан Александрович Иванов; 2. Экеблад.
18/6. Наталья (1845–?).
Муж: Яновский.

V
19/11. Елизавета (1865?–?).
Муж: Труть.
20/12. Елизавета (1870?–не ранее 1917).
Муж: барон Николай Аркадьевич Штемпель.
21/12. Зинаида (1873?–?).
Муж: маркиз Спинола.
22/12. Людмила (1874?–?).
23/12. Николай (1880?–не ранее 1908).
24/12. Александра (1883?–?).
25/12. Ольга (1885?–?).
26/16. Алексей (1871–1916).
Жена: Галина Константиновна, ур. Пестякова.
27/16. Елена (ок.1874?–?).
Муж: Николай Владимирович Таскин.
28/16. Ада (ок.1880?–?).
Муж: Борис Митрофанович Алексеев.

VI
29/26. Надежда (1903–?).
Муж: Анатолий Евтихиевич Алалыкин.
30/26. Алексей (1904–?).
Жена: Капитолина Николаевна, ур. Левашёва.
31/26. Павел (1906–?).
Жена: Галина Евтихиевна, ур. Алалыкина.

VII
32/30. Нина (р. 1947?).
33/31. Борис (р. 1933).
34/31. Вячеслав (р. 1936).

VIII
35/33. Юрий (р. ок. 1955?).
36/34. Игорь (р. 1959).
37/34. Павел (р. 1966).

IX
38/35. Анна (р. 1979).
39/35. Борис (р. 1982).

О первом и втором поколениях мы узнаем из формулярных списков (1802, 1803 и 1805 гг.) Петра и Василия Аносовых, чиновников Берг-коллегии. Их происхождение («из приказных детей»), возраст на момент составления списков, место, должность и год начала службы показывают, что их отец, Василий Аносов, родоначальник династии, вероятно, был канцелярским чиновником в Твери. Петр и Василий начинали службу копиистами в Тверской казенной палате, в 1776 и 1789 годах в возрасте 10 и 16 лет соответственно. До их перевода на службу а Берг-коллегию в 1797 Василий находился в Тверской казенной палате, еще не выслужив первого классного чина. Петр, начавший службу в отроческом возрасте, уже в 1786 был начальником стола в Экспедиции губернского казначея, в 1790 – секретарем Счетной экспедиции и с 1794 служил секретарем по «водяным коммуникациям» в штате генерал-поручика Н.П.Архарова. В 1796 году Петр Васильевич уже был произведен в губернские секретари.
Служба в Берг-коллегии сложилась для братьев по-разному. Поворотным моментом была их командировка летом 1801 года в Екатеринбург с тайным советником Г.С.Качкой, направленным на горные заводы Урала и Забайкалья для наведения порядка в управлении ими. Василий «по случаю происшедшей с полицейским чиновником ссоры» был возвращен из Екатеринбурга в Петербург и отдан под суд. Карьера его, естественно, застопорилась. Получив в 1799 первый классный чин, коллежского регистратора, Василий Аносов оставался в этом чине и все еще под судом и в 1805 году. Петр Аносов сопровождал Качку из Екатеринбурга далее в Нерчинск, а по возвращении удостоился от видного горного деятеля самого лестного отзыва. В своем представлении в Правительствующий Сенат Г.С.Качка писал, что «оный секретарь Аносов по всем означенным поручениям отличал себя в исправлении возлагаемого на него особенным прилежанием и расторопностью и самыми успехами, почему и признает он его достойным особого воздаяния». В соответствии с этим отзывом, «за сии особенные труды и ревность», Берг-коллегия представила Аносова к награждению следующим чином. Успешной, вероятно, была и командировка П.В.Аносова, «для письмоводства», в 1803 году в Олонецкую губернию с бывшим президентом Берг-коллегии сенатором А.В.Алябьевым. Таким образом, уже в 1804 Петр Аносов, отец будущего знаменитого металлурга, был произведен в чин коллежского асессора. О третьем сыне приказного Василия Аносова, Афанасии, известно из вышеупомянутой метрической записи о Павле Петровиче Аносове, при крещении которого Афанасий Васильевич был восприемником. По этому документу, в 1796 году он служил столоначальником Тверской казенной палаты. О жене Петра Васильевича Аносова, урожденной Сабакиной, известно только, что она скончалась незадолго до смерти мужа Ее отец – известный механик-самоучка, долгие годы служивший в Твери, а затем – на Урале (на Екатеринбургских и Камско-Воткинском заводах) [6]. Его сын Иван также служил на горных заводах Урала [7].
Л.Ф.Сабакин после смерти П.В.Аносова взял на себя заботу о его детях. Василий и Павел в апреле 1910 года были приняты в закрытое учебное заведение, Горный кадетский корпус, где содержались за счет казны. Василий, заболел и умер на второй год учебы. Биография Павла Петровича Аносова широко известна. Заслуживает отдельного рассмотрения проблема с годом его рождения. Обнаружение вышеупомянутой метрической записи поставило перед исследователями вопрос – почему в формулярных списках, по крайней мере с 1824 года, указывается возраст П.П.Аносова на три года меньше истинного?. При этом отмечается, что в прошении о зачислении в Горный кадетский корпус осиротевших сыновей Петра Васильевича Аносова, Василия и Павла, говорится, что на момент кончины отца (1 мая 1809 года) им было 13 и 12 лет соответственно (вот, в частности, откуда мог быть взят год рождения П.П.Аносова – 1797, принимавшийся, в основном, до 50-годов 20 века). Трудно представить, чтобы Павел Петрович Аносов, начиная учебу в Корпусе, не знал, сколько ему лет (в апреле 1810 ему было почти 14 лет), или по окончании учебы в 1817 считал себя восемнадцатилетним. На самом деле в выпуске 1817 года самым младшим был Петр Берг (19 лет). Остальным было по 20 и 21 году. Аналогичная картина была в выпусках нескольких предшествующих и последующих лет, хотя были единичные примеры и более юного возраста выпускников, особенно в 1811–1813 гг. Другое дело, что Павел Аносов должен был догонять в учебе своих сверстников, поступавших в Корпус, как правило, в возрасте 10-12 лет. Что касается несоответствия указаний на возраст в формулярных списках действительной дате рождения, то можно полагать, что оно возникло вследствие особенностей записей дат в этих документах. Собственно возраст не имел значения для чинопроизводства и точная дата рождения не указывалась. Существенны были даты производства в чин. Они вносились, как и остальные записи о службе, с точностью до дня. Без этого невозможно было корректное чинопроизводство, учитывающее так называемое «старшинство». Не редко возраст (в годах) указывался при записях об окончании учебы или выпуске и вступлении в службу с производством в соответствующий чин. Специфика периода, к которому относится учеба и начало службы П.П.Аносова, заключается в том, что выпуск в действительную службу производился без присвоения чина, в качестве практиканта. При этом указывалась точная дата выпуска (и возраст в годах), от которой отсчитывалось старшинство при получении первого чина. Именно эта дата имела значение для рутинного чинопроизводства и именно этот возраст должен был указываться в формулярном списке. На практике дата окончания учебы, для расчета старшинства, указывалась в формулярных списках всегда (особенно в начале службы). При этом возраст не редко приводился на момент получения первого чина, а не на момент окончания учебы. В случае с П.П.Аносовым, произведенным в чин шихтмейстера 13 класса 25 ноября 1820 года со старшинством с 7 августа 1817 (дата выпуска, получения аттестата), и могла возникнуть путаница с возрастом, – возраст 21 год от роду был указан при дате производства в чин, а не при дате выпуска из Горного кадетского корпуса. За этим могло последовать и неправильное указание возраста на год составления формулярного списка. Для проверки этого предположения необходимо смотреть формулярные списки П.П.Аносова, относящиеся к самым первым годам службы [8] .



Сайт создан в системе uCoz
ГОРНАЯ ДИНАСТИЯ АНОСОВЫХ: ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ.
Главная страница. продолжение примечания