Главная страница. | продолжение | примечания | фото 1 | фото 2 | Библиография |
Заблоцкий Е.М.
ДМИТРИЙ ЛЬВОВИЧ ИВАНОВ И ЮЖНО-УССУРИЙСКАЯ ГОРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1888–1893 ГГ. Уже в первые десятилетия после присоединения Приморья и Приамурья к России были предприняты усилия для изучения природных условий этого удаленного края. В результате экспедиционных исследований ученых, горных инженеров и военных топографов определились в общих чертах транспортные и сельскохозяйственные возможности, были выявлены богатейшие золотые россыпи Верхнего Приамурья, уголь Сахалина, ряд месторождений железа и цветных металлов. Вместе с тем, заселение и освоение региона продвигалось медленно из-за исключительной удаленности от Европейской России. Морское сообщение оживилось после открытия Суэцкого канала, но переселенческое движение стало набирать силу лишь с началом использования в 1883 году рейсов Добровольческого (коммерческого) флота между Одессой и Владивостоком. С увеличением населения, ростом Владивостока и Хабаровки, ставшей административным центром Приамурского генерал-губернаторства, растет и число образованных людей в крае. Военные моряки и врачи, чиновники и учителя начинают проявлять самый непосредственный интерес к природе и истории страны. По их инициативе и при поддержке властей возникает Общество изучения Амурского края (1884 г.). Вскоре определилась и настоятельная необходимость горно-геологических изысканий: сначала в связи с потребностями флота в угольном топливе, затем - для строительства железной дороги и развития золотого промысла. Так, вслед за местными энтузиастами, правительство приступило к систематическому изучению природных ресурсов русского Дальнего Востока. Первым таким предприятием была организация в 1888 году Южно-Уссурийской экспедиции Горного ведомства. 6 апреля 1888 года в Общем собрании Русского Географического общества было зачитано письмо начальника экспедиции горного инженера Д.Л.Иванова: "Южно-Уссурийская горная экспедиция имеет ближайшей практической целью найти в крае благонадежные месторождения каменного угля, которыми могли бы пользоваться: наш военный и коммерческий флот, будущая Уссурийская ж.д., местное население и, если окажется удобным, соседние иностранные порты. Для полного успеха экспедиции решено не делать ее исключительно занятой одними угольными месторождениями, а поручить ей более основательное изучение геологического строения края"... Экспедиция первоначально была рассчитана на 3 года и Горное ведомство выделило на проведение работ крупную сумму, – 80 тыс. рублей. Было обеспечено содействие со стороны местных властей, Морского ведомства, Военного министерства, Академии наук, Географического общества. В круг занятий экспедиции должны были войти не только горно-геологические работы, но также топографические съемки и стационарные метеорологические наблюдения. В снаряжение горной экспедиции входила походная химическая лаборатория, аппаратура и материалы для фотографирования. Своим универсальным характером экспедиция в значительной степени была обязана эрудиции, профессиональному опыту, разносторонности интересов и энтузиазму ее руководителя. Начальник первой государственной горно-геологической экспедиции на Дальний Восток Дмитрий Львович Иванов (1846–1924) был человеком разносторонних дарований и необычной судьбы. Он проявил себя не только как крупный горный деятель и геолог, но также как географ, писатель и художник. Присущий Д.Л.Иванову общественный темперамент сказался еще в юные годы, когда он будучи студентом Московского университета принял участие в попытках создания политической организации, ставившей своей целью преобразование государственного строя России на социалистических началах. В 1866 голу он оказался в числе осужденных по делу Каракозова. Ссылка в Сибирь с лишением прав состояния была заменена отдачей в военную службу рядовым [1]. Из 9-го Оренбургского линейного батальона Д.Л.Иванов был вскоре переведен в Туркестанский военный округ. За участие в военных действиях было разрешено в 1869 году, «по Высочайшему повелению», не считать пребывание Иванова под судом препятствием к наградам и продвижению по службе. С этого времени Д.Л.Иванов был зачислен вольноопределяющимся. За личную храбрость, проявленную при штурме крепости Китаба 13 и 14 июля 1870 года, он был награжден орденом св. Георгия 4-й степени, а за отличие при штурме Куликаланских высот произведен в прапорщики (приказ от 14 июня 1871 года). Голы военной службы Дмитрий Львович описал позднее в книгах очерков: «Солдатское житье» и «Из войны на далеком востоке», опубликованных в 1875 и 1877 годах. Лишь в 1874 году, спустя восемь лет после суда, Д.Л.Иванов смог возобновить учебу. Он поступил в Горный институт, по окончании которого (1878 год) вернулся в Среднюю Азию уже как горный инженер, чиновник особых поручений при Туркестанском генерал-губернаторе. Приобщение Д.Л.Иванова к геолого-географическим исследованиям началось еще в 1870, когда он будучи вольноопределяющимся в отряде генерал-майора Абрамова принял участие в экспедиции к верховьям Зеравшана и озеру Искендер-Куль. К этому времени относятся и его первые ландшафтные зарисовки, опубликованные позднее в статье Мышенкова о работе экспедиции. А спустя 10 лет горный инженер Иванов принимает участие в знаменитой экспедиции Ивана Васильевича Мушкетова на Зеравшанский ледник. В 1883 году Д.Л.Иванов – участник Памирской экспедиции капитана Путяты. В наше время Д.Л.Иванов справедливо считается одним из основоположников геологии Средней Азии. Будучи хорошим рисовальщиком Дмитрий Львович сделал много рисунков, иллюстрирующих материалы Среднеазиатских экспедиций. Эти рисунки имеют уникальное научное и историческое значение. Таков, например, цикл зарисовок Зеравшанского ледника. За исследования, проведенные в Средней Азии, Д.Л.Иванов был награжден малыми серебряной и золотой медалями Географического общества. В 1885-1887 годах Иванов, работая в горном ведомстве, занимался гидрогеологической съемкой в Ставропольской и Астраханской губерниях, в области Войска Донского, в Терской и Кубанской областях, а затем был назначен начальником Южно-Уссурийской экспедиции Горного департамента. Работы экспедиции начались в июле 1888 года, по прибытии Д.Л.Иванова во Владивосток, обходом морских берегов не канонерской лодке «Нерпа». Затем до ноября проводилось обследование долин Сучана, Цимухэ, Суйфуна, Мангугая, Седими и других рек, где были известны выходы каменных углей [2]. Принимавший участие в этой рекогносцировке преподаватель Владивостокской прогимназии, председатель Общества изучения Амурского края (с конца 1888 года) Василий Петрович Маргаритов побывал на выходах угля в Сучанской долине за год до начала экспедиции [3]. Д.Л.Иванов провел осмотр Сучанского угленосного района, провел в глухой тайге необходимые топографические и легкие горные работы, определив наличие угольного пласта большой мощности. Анализы показали хорошее качество угля (бездымный полуантрацит). В результате были намечены первоочередные объекты под детальную разведку и принято решение командировать из Европейской России специальную «техническую партию», которая и прибыла в мае 1889 года. Первое время помощником Иванова был горный инженер Николай Владимирович Коншин (выпущен из Горного института в 1887), а с 1890 года – Михаил Михайлович Иванов (выпуск 1888 года). Горными работами руководил друг и однокашник Дмитрия Львовича, – Павел Абрамович Акимов. Детальная разведка, начавшись осенью 1889 года продолжалась до осени 1893 года [4]. Уже в марте 1889 года Д.Л.Иванов сделал сообщение перед самой заинтересованной аудиторией, – в Морском собрании. Говоря о самых первых результатах экспедиции он отметил факт существования в Приморье каменных углей различного возраста, дал характеристику нескольких месторождений угля, а также высказал геологические соображения, касающиеся водоснабжения Владивостока. Последний вопрос оставался весьма актуальным и спустя много лет, когда в 1912 году Д.Л.Иванов, уже находясь в отставке, был командирован во Владивосток для производства изысканий по водоснабжению города (как мы знаем, эта проблема существует до сего дня). В начале лета 1889 года база экспедиции была перенесена из Владивостока в село Никольское (ныне Уссурийск). Одновременно начались разведки Суйфунского участка. В это лето Дмитрий Львович совершил плавание на «Сивуче» к Сахалину. Плавание продолжалось с конца июля до середины сентября. Геологические наблюдения проводились последовательно вдоль побережья от бухты Врангеля на юге до бухты Владимира на севере, затем – вдоль Сахалина в районах Корсаковского, Муравьевского постов и далее к югу до мысов Крильон и Сони. Затем были сделаны маршруты в районах Де-Кастри и Николаевска, Дуэ и Александровского поста. В эти месяцы Акимов и Коншин проводили маршрутные исследования из Никольского по Супутинке, Майхэ, Цимухэ на Даубихэ до села Анучино и обратно. Сезон 1890 года оказался для работы крайне неблагоприятным. Возникли трудности организационного характера, лето было дождливым, а осенью прошли огромные наводнения, распространились эпидемии инфлуэнцы и холеры. Зато в последующие три года деятельность Д.Л.Иванова и его сотрудников была весьма плодотворной. Развернулись горные работы на Сучанском месторождении, куда прибыло механическое оборудование из Москвы и Лондона. В 1892 году по заказу моряков была осуществлена пробная добыча угля, – две тысячи тонн. Сам Дмитрий Львович совершил два длительных путешествия. Во время первого, в 1892 году, он пересек Сихотэ-Алинь по долинам рек Даубихэ, Улахэ, Лифудзин, Вайфудзин к заливу Ольги, а оттуда на север в долину Тетюхэ (ныне р. Рудная). В 1893 году Д.Л.Иванов провел исследования вдоль Уссури, Бикина и Алчана. В этих путешествиях Дмитрий Львович проводил геологические наблюдения, маршрутную топографическую съемку, подробное описание рельефа (с барометрическим определением высот), изучал растительность, много фотографировал. Михаил Михайлович Иванов в эти годы обследовал районы строящейся Южно-Уссурийской железной дороги, озера Ханка, побережья Амурского и Уссурийского заливов. П.А.Акимов работал на Сучане и на железорудных месторождениях района заливов Ольги и Владимира. Спустя почти 30 лет Дмитрий Львович вспоминал: «В то далекое от нас время... Южно-Уссурийский край представлял глухую, то таежную, то болотистую страну, крайне редко заселенную, с очень немногими гужевыми дорогами и только что начинавшеюся торговою и промышленною жизнью... Геологические исследования превращались, подчас, в целые пионерские экспедиции, с военным конвоем, непременно верхом, с вьючным обозом. Тайга полна была дикими зверями... К этому следует присоединить неимение карт для многих участков, частые дожди и наводнения, прекращавшие совершенно всякое сообщение, а в летнее время тяжелая жара, лихорадка в болотистых районах и страшное количество всякого «гнуса»... Наконец, такая беда, как сибирская язва на лошадей и даже на людей... Сообщение с Европейской Россией производилось пароходами Добровольного Флота два раза в год – весной и осенью, а через Сибирь почта шла 4-5 и даже 7 месяцев...». |