Главная страница. к началу текста очерка продолжение карта маршрутов илл. 1-3 илл. 4-6 илл. 7,8
Организация экспедиции. Два года работы. Выполнение главной задачи откладывается.

Формирование Забайкальской экспедиции началось весной 1849 года. Руководителем экспедиции был назначен подполковник Генерального штаба Агте (в литературе эта экспедиция иногда называлась экспедицией подполковника Агте). По плану, составленному в 1848 году, главной целью было обследование границы с Китаем на всем ее протяжении с проведением глазомерных съемок, определением астрономических пунктов. Для непосредственного осуществления этих работ в состав экспедиции были включены ассистент Дерптской обсерватории Шварц (на должность астронома) и два унтер-офицера Корпуса военных топографов, – топограф 1-го класса Карликов и топограф 2-го класса Крутиков. Экспедиция должна была также провести изучение территории в геогностическом (геологическом) отношении. С этой целью в состав экспедиции были откомандированы с Алтайских заводов горные инженеры, поручики Кованько и Меглицкий. Они были выбраны из числа горных офицеров, имевших опыт работы в разведочных партиях. Нижние горные чины (штейгеры, горные служители и др.) должны были присоединиться к ним в Нерчинском округе, по особому назначению. Во время экспедиции ее участникам полагалась дополнительная плата, приблизительно соответствующая годовому окладу.
Не успела экспедиция собраться в полном составе, как в ее ход вмешался генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев. О постановлении Особого комитета и снаряжении Забайкальской экспедиции он ничего не знал. Известие о прибытии подполковника Агте в Иркутск и сборах экспедиции летом 1849 года застало генерал-губернатора в Якутске, на пути в Петропавловск-Камчатский. Сухопутная экспедиция вдоль границ с Китаем, предполагавшая уточнение границы и геогностические исследования, оставлявшая как будто в стороне решение «амурского вопроса», столь занимавшего Муравьева, была воспринята им как весьма неприятная неожиданность.
Муравьев распорядился о приостановлении экспедиции и отправил в Петербург «всеподданнейший рапорт по этому вопросу» с предложением сосредоточить работы Забайкальской экспедиции в пространстве между рекой Удой и низовьем Амура, а также на Северном Сахалине. Почта, хотя и курьерская, в те далекие времена из Якутска в Петербург, за многие тысячи верст, шла долго. И тем временем сотрудники экспедиции приступили к исследованиям, не касающимся границы с Китаем. Шварц и военные топографы занялись съемками и определением астрономических пунктов – точных координат – в Прибайкалье (Тункинский край, Балаганск, остров Ольхон на Байкале), а горные инженеры направились в Забайкалье, на золотые промыслы Кары и Газимура, на Шилку и месторождения цветных камней для геологических исследований. Им поручалось также выяснить ситуацию в отношении кадров, горного снаряжения, цен на продукты и т.п. Начальник экспедиции остался в Иркутске для изучения архивных материалов Главного управления Восточной Сибири, касающихся территории Удского края (в западном Приохотье), в том числе района, расположенного между реками Удой и Тугуром и не разделенного по Нерчинскому договору между Россией и Китаем.
И в 1850 году экспедиция не приступила к исполнению плана, предписанного ей при организации. Вместо этого, в зимние месяцы Шварц, Крутиков и Карликов в сопровождении казаков проводили топографические работы вокруг Байкала. Горный инженер Меглицкий был направлен Муравьевым в Верхоянские горы для обследования Эндибальского серебро-свинцового месторождения. На обратном пути в Иркутск, куда он прибыл в октябре того же года, Меглицкий составил геологическое описание берегов Лены от устья Алдана до Олекминска.
В 1850 году было решено также сформировать Алданскую партию во главе с горным инженером Кованько. В Алданскую партию были включены астроном Шварц и топограф Крутиков, казак Скобельцын, штейгер Зверев, горнорабочие. Для транспортировки снаряжения и продовольствия были использованы лошади и олени.
Северный олень незаменим в тайге. Правда, груз, который может нести вьючный олень, невелик, всего килограмм 20-30, а крепкий ездовой олень способен выдержать вес лишь щуплого, низкорослого эвенка. Но зато для оленя не нужен запас корма, свой ягель он достанет и из под снега, не отморозив нос, покрытый короткой шерстью. Небольшой собственный вес и «конструкция» копыт позволяют этому замечательному животному с одинаковым успехом преодолевать кочковатые таежные болота (мари) и каменистые россыпи. Эвенк, восседающий на олене, обычно имеет при себе длинную палку, опираясь на которую имеет возможность при необходимости помочь животному преодолеть препятствие. Есть и нож на конце этой палки, которым действуют, как секирой, расчищая путь в зарослях. Вьючный олень спокойно и сноровисто идет в связке гуськом за «передовым» оленем. Так и передвигается караван по тайге, – вьючные животные и люди пешком. Другого способа не было и нет, если не считать появившиеся в наше время вездеходы на гусеничном ходу, оставляющие за собой долго не зарастающий след.
Алданской партии предстояло провести геологические и топографические работы по маршруту от пограничного пункта Горбицы на север, через бассейн правых притоков Олекмы – к истокам Алдана. Далее партия должна была продвигаться вниз по течению этой реке с выходом к населенным пунктам, связанным дорогой с Якутском. Начало маршрута проходило по приграничной территории Китая. Здесь партия должна была проверить распространение на восток россыпной золотоносности, проявленной в российской части левобережья Шилки. Пробные промывки речных отложений обнаружили присутствие в них золота. Естественно, не было и речи о постановке на чужой территории поисково-разведочных работ, но в дальнейшем эти результаты повлияли на оценку перспектив Верхнего Приамурья.
Наступление осенних холодов застало партию в верховьях Алдана. Пришлось прервать запланированные исследования и повернуть на запад к Олекме и сплывать по этой реке, чтобы выйти на Лену к Олекминску. Эта часть пути оказалась достаточно драматической. Плот затерло льдами и пришлось двигаться пешком вниз по левому берегу Олекмы до устья. По Лене также уже шел лед, переправа казалась невозможной, а запас продовольствия окончился. В этой критической ситуации пригодился опыт участника похода – забайкальского казака Скобельцына. С риском для жизни он сумел на обнаруженной на берегу оморочке (берестяной лодке) пробиться сквозь льдины к противоположному берегу могучей реки. К вечеру Скобельцын пришел в Олекминск к несказанному удивлению местного начальства, тотчас отправившего людей на выручку.
Алданская партия работала с 15 июня по 5 октября 1850 года. Краткое изложение результатов исследований Кованько, включающих в том числе и первое указание на угленосность отложений верховьев Алдакая (левый приток Алдана, в настоящее время – западный фланг Южно-Якутского угольного бассейна), было сделано Меглицким в сводном отчете Забайкальской экспедиции, опубликованном много лет спустя Мельниковым. А отчет М.И.Кованько, как выяснилось, находится в упомянутом архивном деле. В этой рукописи, под названием «Геогностический обзор Алданской партии», содержатся интереснейшие данные, не вошедшие в отчет Меглицкого. Отчеты Кованько и Меглицкого представляют исключительную ценность для истории науки, поскольку содержат самые первые геологические описания Дальневосточного региона.
В 1850 году первоначальный план Забайкальской экспедиции был откорректирован. Как видно из материалов упоминавшегося архивного дела, в тексте секретного «отношения» канцелярии Военного министерства Министру финансов, которому были подчинены горные чины экспедиции, по-прежнему содержалось требование не нарушать границу с Китаем, – «...при всех этих исследованиях, как было подробно изъяснено и в данной подполковнику Агте инструкции, поступать с крайней осторожностью, дабы не возбудить внимания и опасений китайцев. Поэтому при осмотре Станового хребта надлежит разыскания по горной части делать только на северной покатости оного... исследовать направление хребта, не переходя однакоже на южную его сторону. Равным образом и в Удской полосе не переходить за реку Тугур... о местах же далее лежащих стараться собрать верные сведения теми путями, какие найдены будут удобнейшими, без возбуждения внимания китайцев...».
В действительности, работы экспедиционных отрядов, как видно из прилагаемой схемы маршрутов, охватили пространство, расположенное и южнее границы. Это было связано как с невозможностью буквально следовать инструкции в реальных условиях передвижения вдоль пограничных хребтов так и, по-видимому, под влиянием известий, поступавших с устья Амура. Все говорило о том, что китайские власти в эти края и не заглядывают, особенно в горные районы, ограничиваясь передвижением по судоходной части рек.

Сайт создан в системе uCoz
Главная страница.
Главная страница. к началу текста очерка продолжение карта маршрутов илл. 1-3 илл. 4-6 илл. 7,8